Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ? 

КОРРУПЦИЯ (ст. 1 п. 1 Федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

В администрации города Ульяновска работает телефон «горячей линии» - 8 (8422) 42-58-90.

По этому номеру любой гражданин может обратиться с заявлением об известных ему фактах коррупции, волокиты, вымогательства, злоупотребления служебным положением со стороны муниципальных служащих отраслевых (функциональных) и территориальных органов управления администрации города Ульяновска.

Безопасность, анонимность и конфиденциальность любого обратившегося гражданина гарантируется.

По каждому обращению проводится проверка.

Время работы телефона с 09.00 до 16.00 часов ежедневно, кроме субботы и воскресенья.

Электронный адрес - Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Отправить обращение в Администрацию

---------------------------------------

Телефон «горячей линии» управления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области Ульяновской области - 8 (8422) 27-37-65.

Электронный адрес - Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Общие сведения

    В последние годы в России широко обсуждается проблема коррупции, что стало следствием признания негативности влияния этого явления на развитие экономики, политики и в целом на общество.

    Законодательство России долгое время не содержало дефиниции понятия «коррупция». В статье 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» этот термин определён следующим образом:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.

    Под противодействием коррупции законодатель предложил понимать деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. 

    Ратификация в 2006 году Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию выявила необходимость имплементации норм этих международных договоров в правовую систему России. В июле 2008 года Президентом Российской Федерации (далее – РФ) утвержден Национальный план противодействия коррупции, в настоящее время утративший силу, который определил основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции, установление административной ответственности юридических и физических лиц за совершение коррупционных правонарушений, уточнение требований к должностным лицам, замещающим должности в различных органах, возложение на государственных и муниципальных служащих дополнительных запретов, ограничений и обязанностей, законодательного развития механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе и другое. 

    Согласно пункту 3 статьи 90 Конституции России  указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Поэтому для практической реализации положений Национального плана противодействия коррупции требовалось внесение соответствующих изменений в законодательство и, в частности, принятие специального закона о противодействии коррупции. 

    В 2010 году Президентом России утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы. Значимость мер по предупреждению коррупции изложена в подпункте «б» пункта 7 раздела 3 Национальной стратегии противодействия коррупции.

    Целью Национальной стратегии противодействия коррупции, действующей до настоящего времени, определено искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Перечень этих направлений в целом охватывает меры по предупреждению коррупции, установленные Конвенцией ООН против коррупции, однако механизм их реализации не предполагает создания какого-либо специального постоянно действующего органа, уполномоченного в области принятия мер по предупреждению коррупции, а фактически возлагает ответственность за успешность ее предупреждения на руководителей соответствующих органов и должностных лиц.

    В марте 2012 года утверждён третий по счёту Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, конкретизировавший меры в области противодействия коррупции. Правительству России поручалось создать эффективную систему «обратной связи», позволяющей государству корректировать проводимую антикоррупционную политику на основе информации о её результативности, полученной от населения и институтов гражданского общества, что в дальнейшем воплотилось в создание так называемого Открытого правительства. Другим поручением стало внедрение единого портала бюджетной системы РФ в целях формирования дополнительных механизмов общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных учреждений и повышения эффективности деятельности органов государственного управления и качества принимаемых ими решений. Этот портал создан и расположен в сети «Интернет» по адресу http://www.budget.gov.ru. Национальный план предусмотрел установление единых требований к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции, что было утверждено в ноябре 2012 года. Кроме этого, введено требование о проведении исследований общественного мнения по оценке уровня коррупции в России и эффективности принимаемых антикоррупционных мер. 

    Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы содержит ряд дополнительных мер по предупреждению коррупции, направленных на необходимость осуществления анализа практики правоприменения нормативных актов по противодействию коррупции, повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений, реализующих образовательные антикоррупционные программы и другое.

    Национальная стратегия и национальные планы противодействия коррупции определили направления предупреждения коррупции. Утверждение специального антикоррупционного законодательства стало основой для совершенствования старых форм предупреждения коррупционных проявлений и для возникновения новых.

    На основании вышеизложенных нормативных правовых актов РФ были сформированы правовые основы профилактики коррупции в субъектах РФ и на местном уровне. Эти юридические акты можно разделить на две группы. Первую группу составляют акты и (или) их отдельные положения, утверждённые во исполнение правовых актов федерального уровня.

    В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба состоит из федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъектов РФ, которая регулируется соответствующими актами государственных органов субъектов РФ. Вопросы прохождения муниципальной службы определяются Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», который по мере утверждения специального антикоррупционного законодательства дополнялся запретами, ограничениями и требованиями, аналогичными предъявляемым к государственным гражданским служащим. Всё это привело к утверждению на местном уровне соответствующих муниципальных правовых актов.

    Правовыми актами государственных органов Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области урегулирована деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских и муниципальных служащих. В Правительстве Ульяновской области этот вопрос урегулирован специальным распоряжением и соответствующим постановлением. Отдельными правовыми актами установлен перечень должностей государственной гражданской службы, при назначении на которые и при замещении которых лица обязаны представлять сведения о своих доходах, имуществе, обязательстве имущественного характера и имущественных правах членов своей семьи, а также порядок предоставления лицами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ульяновской области и лицами, замещающими такие должности, сведений о доходах. Аналогичные правовые акты имеются в администрации города Ульяновска: распоряжение администрации города Ульяновска от 19.11.2012 № 425-р "Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие администрации города Ульяновска обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" и распоряжение администрации города Ульяновска от 20.07.2012 № 285-Р "Об утверждении Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в администрации города Ульяновска, и муниципальными служащими администрации города Ульяновска сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"

    В государственных и муниципальных органах утверждены порядки уведомления служащими о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений (в администрации города Ульяновска: распоряжение Главы города Ульяновска от 17.03.2010 № 28-Р "Об утверждении порядка уведомления муниципальными служащими мэрии города Ульяновска о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений" ). Однако в отличие от федерального законодательства в Ульяновской области была установлена дополнительная мера материального поощрения государственных служащих за такие уведомления в виде единовременной денежной выплаты в размере 3 тыс. рублей. Важность такой меры заключается вовсе не в размере выплаты, а в демонстрации государством одобрения таких уведомлений.

    Отдельный блок правовых актов составляют утверждённые во всех государственных и муниципальных органах порядки проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Экспертиза правовых актов Губернатора и Правительства области проводится согласно утверждённому в 2011 году порядку, заменившему ранее действовавшее положение.

    С 2009 года меры по противодействию коррупции в государственных и муниципальных органах обобщаются в специальных ведомственных и муниципальных программах и планах мероприятий. Одна из первых таких программ была утверждена в муниципальном образовании «город Димитровград» Ульяновской области. Первоначально утверждённые программы и планы противодействия коррупции излагали уже утверждённый другим законодательством перечень мер. С 2013 года такие программы стали готовиться в государственных и муниципальных органах по единому типовому проекту, разработанному Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области, и предусматривают специальные меры по предупреждению коррупции в соответствующем органе и подведомственных ему учреждениях. Одна из первых таких программ была утверждена в муниципальном образовании «город Ульяновск».

    Ко второй группе правовых актов в области предупреждения коррупции в Ульяновской области следует отнести нормативные источники права, принятие которых произошло по собственной инициативе органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В Ульяновской области собственные правовые основы предупреждения коррупции стали закладываться до утверждения специальных правовых актов РФ. Ульяновская область стала одним из первых субъектов РФ, создавших региональный координационный совет по реализации антикоррупционной политики. За полтора года до утверждения соответствующего федерального закона в июне 2007 года был утверждён Закон Ульяновской области от 05.06.2007 № 77-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области». В июле 2008 года утверждена областная целевая программа «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2008-2012 годы».

    Практика применения названных правовых актов выявила потребность в едином центре, координирующем реализацию установленных антикоррупционных мер. С этой целью в начале 2009 года учреждена должность Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, который вместе со специально созданным аппаратом Уполномоченного представлял собой отдельный государственный орган, наделённый полномочиями в области предупреждения коррупции. С правовой точки зрения решение об учреждении такой должности основывалось на положениях статьи 6 Конвенции ООН против коррупции, которой определено, что каждое государство-участник обеспечивает наличие органа или органов, осуществляющих предупреждение коррупции. Ульяновская область, следуя этим положениям и опираясь на закрепленное в статье 76 Конституции РФ право субъекта РФ осуществлять правовое регулирование в сферах, не урегулированных федеральным законодательством и не противоречащих ему, стала первым и пока единственным российским регионом, учредившим дополнительные меры в области противодействия коррупции и централизовавшим их в полномочиях специального органа.

    В 2012 году при участии Уполномоченного по противодействию коррупции подготовлена новая редакция регионального закона о противодействии коррупции, которая дополняет перечень мер по профилактике коррупции, установленный Федеральным законом «О противодействии коррупции». Наиболее эффективной составляющей данного закона является проведение антикоррупционного анализа нормативных правовых актов Ульяновской области и их проектов. Эта мера направлена на выявление коррупциогенных факторов и зон коррупционного риска в тех случаях, когда разработчики таких актов не выявили, либо выявили, но не устранили нормы, способствующие проявлениям коррупции. Не менее значимым направлением является проведение антикоррупционного мониторинга и выявление зон коррупционного риска в деятельности государственных органов и подведомственных им государственных учреждениях.

    В целях реализации в Ульяновской области одного из важнейших принципов противодействия коррупции, установленного Федеральным законом «О противодействии коррупции» – принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, в мае 2011 года Губернатором Ульяновской области принято и утверждено распоряжение «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Ульяновской области», а в марте 2012 года распоряжение, обязывающее руководителей исполнительных органов государственной власти Ульяновской области при выявлении случаев неправомерного, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств проводить в отношении виновных лиц служебные проверки и при установлении вины привлекать соответствующих лиц к ответственности

    В 2010 году Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области и сотрудниками его аппарата подготовлен и внесен на рассмотрение Правительства Ульяновской области проект обновлённого перечня мероприятий областной целевой программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2008-2012 годы», после утверждения которого в 2011-2012 годах изданы правовые акты, регулирующие порядок проведения конкурса на выделение субсидий из областного бюджета Ульяновской области некоммерческим организациям, принимавшим участие в реализации антикоррупционной политики. 

    Отдельные программные мероприятия стали основой для утверждения ряда правовых актов в области профилактики коррупции. По аналогии с конкурсами, проводимыми федеральными органами власти, в соответствии с правовыми актами, утверждёнными Правительством Ульяновской области, в 2009 году был проведён конкурс среди средств массовой информации Ульяновской области «СМИ против коррупции», а с 2010 года ежегодно проводится конкурс средств массовой информации Ульяновской области «Борьба с коррупцией – дело каждого».

    Сформированные в Ульяновской области правовые основы предупреждения коррупции наряду с мерами, установленными федеральным законодательством, регулируют принятие дополнительных мер в сфере предупреждения коррупционных проявлений. При этом Ульяновская область имеет преимущество перед федеральным центром в виде наличия государственного органа, уполномоченного в области координации и исполнения мер по предупреждению коррупции. Наличие подобного органа в структуре федеральных органов власти увеличило бы эффективность предупредительных антикоррупционных мер, принимаемых в России.

    Таким образом, утверждённые нормативные документы последовательно имплементировали положения международных договоров России в области предупреждения коррупции и создали основу для минимизации коррупционных проявлений при функционировании различных государственных и муниципальных органов и их должностных лиц.

    Дальнейшее совершенствование правовых основ профилактики коррупции должно проводиться в направлении усиления контроля за реализацией уже установленных норм в этой области при непременном участии представителей гражданского общества и граждан.

________________________________

 

 

ЧТО ТАКОЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ?

 

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов преступлений, связанных со злоупотреблением полномочиями  (статья 201), злоупотреблением полномочиями частными нотариусами и аудиторами  (статья 202) и злоупотреблением должностными полномочиями   (статья 285). О превышении должностных полномочий говорится в статье 286.

Злоупотребление должностными полномочиями – коррупционное преступление, ответственность за которое предусмотрена статьей 285 Уголовного кодекса Российской Федерации. Суть указанного преступления заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства

Злоупотребление полномочиями – коррупционное преступление, ответственность за которое предусмотрена статьей 201 Уголовного кодекса Российской Федерации. Суть указанного преступления заключается в использовании лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо в нанесении вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства.

Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами – коррупционное преступление, ответственность за которое предусмотрена статьей 202 Уголовного кодекса Российской Федерации. Суть указанного преступления заключается в использовании частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо в нанесении вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ

 

Статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации

Злоупотребление должностными полномочиями  наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

 

Статья 201 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Злоупотребление полномочиями  наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия,- наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

  Статья 202 Уголовного кодекса Российской Федерации

Злоупотреблнение полномочиями частными нотариусами и авудиторами наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

То же деяние, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица либо неоднократно, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.   ЧТО ТАКОЕ НЕЗАКОННОЕ УЧАСТИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?   Незаконное участие в предпринимательской деятельности  — учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или покровительством в иной форме.   ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ УЧАСТИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 289 Уголовного кодекса Российской Федерации 

Незаконное участие в предпринимательской деятельности,       наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

  ЧТО ТАКОЕ СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ?   Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.   ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ   Статья 292 Уголовного кодекса Российской Федерации Служебный подлог наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 восьмидесяти до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

 

ЧТО ТАКОЕ ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ЗАКОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?   Воспрепятсвование законной предпринимательской деятельности - неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения  (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а равно ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены должностным лицом использованием своего служебного положения.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ЗАКОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   Статья 169 Уголовного кодекса Российской Федерации Воспрепятсвование законной предпринимательской деятельности наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов.
2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
   РЕГИСТРАЦИЯ НЕЗАКОННЫХ СДЕЛОК С ЗЕМЛЕЙ  Статья 170. Уголовного кодекса Российской Федерации

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.

 

ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?

Согласно определению, сформулированному в словаре С.И. Ожегова, взятка это:

Деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. В настоящее время, сюда следует добавить и выгоды имущественного характера в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Взятки можно условно разделить на явные и завуалированные.

Взятка явная – взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.

Взятка завуалированная – ситуация, при которой и взяткодатель и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения. При этом прямые требования  (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться. Например, за общее покровительство по службе.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных с взяткой: получение взятки  (статья 290) и дача взятки  (статья 291). По-сути, это две стороны одного преступления: ведь взятка означает, что есть тот, кто ее получает (взяткополучатель) и тот, кто ее дает  (взяткодатель).

 

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЗЯТКОЙ?

 

Взяткой могут быть:

Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, квартиры, дачи и загородные дома, продукты питания, бытовая техника и приборы, другие товары, земельные участки и другая недвижимость.

Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Завуалированная форма взятки – передача денег якобы в долг, банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего кредита, оплата товаров по заниженной цене и покупка товаров у определенного продавца по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику или указанным им лицам  (родственникам, друзьям), получение выгодного или льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи или книги, преднамеренный проигрыш в карты, бильярд и т.п.,  «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, фиктивная страховка, увеличение процентных ставок по банковскому вкладу или уменьшение процентных ставок по кредиту, оформленному взяткополучателем и т.д.

Взятка впрок – систематическое получение взятки должностным лицом в форме периодических отчислений от прибыли  (дохода) предпринимателя — взяткодателя, если взяткополучатель совершает каждый раз новое деяние в его пользу, либо оказывает общее покровительство и попустительство.

 

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ?

 

Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо – представитель власти или чиновник, выполняющий организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции представитель власти или чиновник, выполняющий организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Представитель власти – это государственный или муниципальный чиновник любого ранга — сотрудник областной или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т.д.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции – это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т.д.

 

ЧТО ТАКОЕ ПОДКУП?

 

Подкуп – взятка лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях — директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т. д.

Коммерческий подкуп  (статья 204 УК РФ) – незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершаемые действия  (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Особым видом подкупа является подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных и зрелищных коммерческих конкурсов  (статья 184 УК РФ), который связан со случаями дачи и получения незаконного вознаграждения спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями команд, а также другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, в том числе членами жюри.

 

НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ ИЛИ КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП

 

ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ

 

Статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации.  

  1. 1.               Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия  (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия  (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям  (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе  наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия  (бездействие) наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления
наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере
наказываются лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.
Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей.

ДАЧА ВЗЯТКИ

 

Статья 291 Уголовного кодекса Российской Федерации 
1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника 
наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет. 
 2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий  (бездействие) наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 8 лет.
    ПримечаниеЛицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП

 

Статья 204 Уголовного кодекса Российской Федерации

Передача денег и оказание услуг имущественного характера  (части 1 и 2 статьи 204 УК РФ)

 

Преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору,

наказывается:

лишением свободы на срок до 4 лет;

арестом на срок от 3 до 6 месяцев;

ограничением свободы на срок до 3 лет;

штрафом в размере от 100 тысяч рублей до 300 тысяч рублей

или штрафом в размере дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет

Преступление, совершенное одним лицом наказывается:

лишением свободы на срок до 2 лет

ограничением свободы на срок до 2 лет

штрафом в размере до 200 тысяч рублей

или штрафом в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев

лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет

 

Получение денег и пользование услугами имущественного характера  (части 3 и 4 статьи 204 УК РФ)

 

Преступление, совершенное одним лицом без вымогательства

наказывается:

лишением свободы на срок до 3 лет;

ограничением свободы на срок до 3 лет;

штрафом в размере от 100 тысяч рублей до 300 тысяч рублей;

штрафом в размере дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;

лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет.

Преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору или сопряженное с вымогательством,

наказывается:

лишением свободы на срок до 5 лет;

штрафом в размере от 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей;

штрафом в размере дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;

лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.

 

ВЗЯТКА ИЛИ ПОДКУП ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

 

Взятка нередко дается и берется через посредников. Уголовным кодексом Российской Федерации посредники рассматриваются как пособники преступления.

Коммерческий подкуп тоже может осуществляться через посредников. Ими могут оказаться подчиненные сотрудники, партнеры по бизнесу, специально нанятые лица и т.п., которые также рассматриваются Уголовным кодексом как пособники преступления.

Гражданин, давший взятку или совершивший коммерческий подкуп, может быть освобожден от ответственности, если:

установлен факт вымогательства;

гражданин добровольно сообщи в правоохранительные органы о содеянном.

Заявление о даче взятке или о коммерческом подкупе не может быть признано добровольным, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или о коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до 6 лет

(статья 306)

Вымогатальство взятки может осуществляться как в виде прямого требования, так и косвенным образом.

 

КАК ПОСТУПИТЬ В СЛУЧАЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА

ИЛИ ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ  (ПОДКУПА)?

 

Внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия  (размеры сумм, наименования товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форы коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов и т.д.)

Следует вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку или совершить коммерческий подкуп.

Постарайтесь перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей встречи с чиновником, предложить для этой встречи хорошо знакомое Вам место. Но не переусердствуйте в своем настаивании.

Поинтересуйтесь о гарантиях решения Вашего вопроса в случае вашего согласия дать взятку или совершить коммерческий подкуп

Не берите инициативу в разговоре на себя, больше слушайте, позволяйте взяткополучателю выговориться, сообщить Вам как можно больше информации.

 

ЧТО СЛЕДУЕТ ВАМ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ

ПОСЛЕ СВЕШИВШЕГОСЯ ФАКТА ВЫМОГАТЕЛЬСТВА?

 

Согласно своей гражданской позиции, нравственным принципам, совести и жизненному опыту Вам предстоит принять решение. В связи с этим у Вас возникает два варианта действий:

Первый вариант: прекратить всякие контакты с вымогателем, дать понять ему о своем отказе пойти на преступление и смириться с тем, что Ваш вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя сообщниками и коррупционными связями.

Второй вариант: встать на путь сопротивления коррупционерам – взяточникам и вымогателям, отчетливо понимая, что победить это зло можно и нужно в каждом конкретном случае, что человек должен в любых ситуациях сохранять свое достоинство и не становиться на путь преступления.

Каждый человек свободен в выборе своего решения. Но, как свободная личность, он не может не осознавать, что зло должно быть наказано. Поэтому второй вариант в большей степени согласуется с нормами морали и права.

 

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

если Вы приняли решение противостоять коррупции

 

По своему усмотрению Вы можете обратиться с устным или письменным заявлением в правоохранительные органы по месту Вашего жительства или в их вышестоящие инстанции:

В органы внутренних дел – районные или городские отделения  (отделы, управления) милиции, отделы  (управления) по борьбе с экономическими преступлениями, отделы  (управления) по борьбе с организованной преступностью, Министерство внутренних дел Республики Татарстан  (420111, г. Казань, ул. Дзержинского, д. 19);

В органы прокуратуры – к районному или городскому прокурору, прокурору Республики Татарстан  (420111, г. Казань, ул. Кремлевская, 14);

В Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Татарстан;

В органы безопасности – районные и городские отделения  (отделы) Управления ФСБ по Республике Татарстан;

 

В случаях вымогательства взятки со стороны сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры, следственного комитета, ФСБ и других правоохранительных органов вы можете обращаться непосредственно в подразделения их собственной безопасности или в вышестоящие инстанции:

Министерство внутренних дел Российской Федерации

(Москва, ул. Житная, д. 16; Москва ул. Садовая-Сухаревская, д.11),

Генеральную прокуратуру Российской Федерации

(Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 15А.),

Федеральную службу безопасности

(Москва ул. Кузнецкий мост, д. 22)

 

Соответствующими приказами Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, а также Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службы РФ предусматривается получение сообщений о преступлениях от граждан с выдачей им соответствующих талонов-уведомлений.

 

Одной из форм сообщения о правонарушении коррупционного характера является анонимное обращение в правоохранительные органы. Хотя в этом случае заявитель не может в виду анонимности рассчитывать на получение ответ, а само анонимное обращение о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела  (п.7 ст. 141 УПК РФ) оно обязательно проверяется 

 

ВАМ НУЖНО

 

Прийти на прием к руководителю правоохранительного органа, куда Вы обратились с сообщением о вымогательстве у Вас взятки

 Написать заявление о факте вымогательства у Вас взятки или коммерческого подкупа, в котором точно указать:

Кто из должностных лиц  (фамилия, имя, отчество, должность, наименование учреждения) вымогает у вас взятку или кто из представителей коммерческих структур толкает Вас на совершение подкупа;

Какова сумма  и характер вымогаемой взятки  (подкупа);

За какие конкретно действия  (или бездействие) у Вас вымогают взятку или совершается коммерческий подкуп;

В какое времяв каком месте и каким образом должна произойти непосредственная дача взятки или должен быть осуществлен коммерческий подкуп.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ

 

Устные сообщения и письменные заявления о коррупционных преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления КРУГЛОСУТОЧНО

ВАС ОБЯЗАНЫ ВЫСЛУШАТЬ в дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры, следственном комитете, Федеральной службе безопасности и ПРИНЯТЬ сообщение в устной или письменной форме. При этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего заявление.

ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО получить копию своего заявления с отметкой о его регистрации в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем заявление и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема заявления.

В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение  (заявление) должно быть НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО ЗАРЕГИСТРИРОВАНО и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса РФ.

ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься Вашим заявлением, о характере принимаемых мер и требовать приема Вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы.

В СЛУЧАЕ ОТКАЗА принять от Вас сообщение  (заявление) о коррупционном преступлении ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях  (районных, городских, республиканских, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в прокуратуру Республики Татарстан, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющие прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.

 

Полезные ресурсы